Блог

Мой доклад на 22-м Международном Конгрессе «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)», посвященном 100-летию профессора Роговина М.С., по статье опубликованной в журнале: Методология современной психологии №13 2021

Конгресс прошел 14-16 мая 2021 года в г. Ярославль.

Организаторы Симпозиума: Международная Академия Психологических Наук, Ярославский государственный университет, Российское Психологическое   Общество, Ярославское отделение РПО, Институт Психологии РАН, Ярославский государственный педагогический университет.

Публикация статьи: eLIBRARY ID: 45838120     https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45838120

ЖУРНАЛ: МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ, Номер: 13, Год: 2021 Страницы: 105-116
Учредители: Общество с ограниченной ответственностью “Международная Академия психологических наук” (Ярославль)

Тип: статья в журнале – научная статья

Евтихов Михаил Михайлович

ГУРДЖИЕВСКИЕ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ        

GURDJIEFF’S PRACTICES IN MODERN PSYCHOLOGY  

 

Аннотация: Учение Георгия Ивановича Гурджиева «Четвёртый путь», как часть трансперсонального проекта. Попытка систематизировать три основных направления в практической работе над собой, используемых Г.И. Гурджиевым и провести параллели с современными направлениями трансперсональной психологии.

Abstract: Teachings of George Ivanovich Gurdjieff “The Fourth Way”, as part of a transpersonal project. An attempt to systematize the three main directions in practical work on oneself, used by G.I. Gurdjieff and draw parallels with modern trends in transpersonal psychology.

Ключевые слова: Г.И. Гурджиев, П.Д. Успенский, Четвёртый путь, саморазвитие, самовспоминание, самонаблюдение.

Keywords: G.I. Gurdjieff, P.D. Uspensky, Fourth way, self-development, recollection, introspection.

Введение.

Георгий Иванович Гурджиев, один из величайших мистиков, философов, духовных Учителей и эзотерических психологов ХХ века, таких как Рудольф Штайнер или Шри Ауробиндо, дал эффективную и практичную систему гармоничного духовного развития – Четвёртый путь. Это целостный подход к рассмотрению человека, непростой ситуации в которой находятся люди, необходимости внутреннего поиска себя, проблем и трудностей, связанных с этим поиском и возможности духовного развития. Идеи Г.И. Гурджиева легли в основу многих направлений современной трансперсональной психологии.

К сожалению, психологические основы системы данной Г.И. Гурджиевым, как и практическая сторона его учения, не достаточно освещены в современной литературе. В большинстве своём группы последователей, применяющих идеи Г.И. Гурджиева по работе человека над собой, основное внимание уделяют так называемым Гурджиевским движениям – комплексу упражнений, состоящих из сложных рассинхронизированных движений, которые невозможно выполнить без соответствующего сосредоточения и расширенного внимания. Гораздо в меньшей степени уделяется внимание практикам созерцания, самовспоминанию и самонаблюдению, как и теоретическим знаниям, психологической стороне учения. Совсем мало известно о работе с эмоциональным центром, о той психотерапии, которую применял Г.И. Гурджиев и о развитии эмоционального интеллекта, работе с визуализацией в холотропных состояниях сознания.

Цель статьи: показать общие стороны в учении Г.И. Гурджиева и других основоположников различных направлений трансперсональной психологии.  Вызвать интерес к Гурджиевскому подходу в самоисследовании и саморазвитии. Систематизировать практики данные Г.И. Гурджиевым

Исследовательские задачи: показать целостный, системный подход в применении развивающих методов, используемых Г.И. Гурджиевым.

Три основных типа человеческой психики и четвёртый, развиваемый сознательной работой над собой.

Что это означает – Четвёртый путь? Почему четвёртый и какие есть другие пути? Г.И. Гурджиев отмечал, что человек состоит из трёх основных психических центров, трёх мозгов, трёх сознаний. То есть в каждом из нас живут как минимум три отдельных способа мышления [Арлашин 2021; Успенский, 1996; Муравьёв 1999, том 1].

Эти три центра: двигательный, эмоциональный и интеллектуальный, представлены в нашем сознании как ощущения, чувства и мысль. Каждый из трёх центров мыслит на своём языке, в своей системе символов.

Двигательный центр (ДЦ) мыслит мускульными, кинестетическими образами, т.е. эти образы связаны с представлением о себе как о теле ощущаемом: положение тела, ощущение пространства, равновесие, движение, мимика, жесты, позы. Телесные образы связаны с мускулами, и управляют передачей сигналов для сокращения мышц – мы сначала представляем необходимое движение, а потом уже тело его выполняет.

Эмоциональный центр (ЭЦ) в Четвёртом пути понимается несколько шире, чем просто эмоции, это внутреннее видение, он мыслит формой, визуальными образами и чувственно переживает воспринимаемую нами окружающую реальность. ЭЦ имеет тонкую и сложную многоуровневую организацию, внутреннее видение имеет разные уровни, каждый из которых мыслит в своей системе образов, а также ЭЦ связывает все остальные центры и соотносит их.

Интеллектуальный центр (ИЦ) мыслит слуховыми образами, это логика, жажда познания, внутреннее проговаривание, абстрактные понятия, выраженные в словах.

У каждого человека есть все три центра, но какой-то один преобладает над остальными и в нём находится центр тяжести личности. Таким образом всех людей можно условно разделить на три типа: двигательный, эмоциональный и интеллектуальный. Для удобства Г.И. Гурджиев называет их: человек №1, человек №2 и человек №3 [1; 4; 5]. С точки зрения уровня бытия, между людьми всех трёх типов нет никакой разницы, все они находятся на одном уровне.

Так как три типа людей мыслят отлично друг от друга и воспринимают мир по-разному – вполне логично, что всё в человеческом обществе может быть разделено на три категории, в соответствии с этими тремя основными типами психики людей.

Таким образом, мы можем говорить о науке номер один, два и три, равно как и о религии, психологии, и.т.д., о чём угодно [5]. Например, в религии люди №1 будут следовать внешним правилам, обрядам и традициям, просто подражая друг другу, люди №2 понимают религию иначе, для них главными являются переживания и эмоции, любовь к Богу и людям, а для человека №3 важны философские знания, гностические учения, цифры, графики, диаграммы, логические построения и доказательства.

Точно также это деление существует и во всех других областях человеческой жизни. Именно поэтому Гурджиев говорил о трёх основных духовных путях. (Конечно, есть смешанные типы психики, но в рамках данной статьи мы их рассматривать не будем.)

В Четвёртом пути ставка делается на гармоничное развитие всех трёх центров, «Гурджиев считал, что человек должен работать над своим телом, эмоциями и умом одновременно» [Козлов, Майков, 2007, том 2, с. 43], но это ещё не всё.

Далее, мы должны рассмотреть сами центры, так как они в свою очередь, условно делятся на части и состоят каждый из трёх частей: автоматической, эмоциональной и интеллектуальной [1; 4; 5]. (Рис.1)

Рисунок 1- Деление трёх основных центров на части и обозначение частей цифрами.

В автоматических частях центров хранятся привычки, это память разных центров, всё чему нас научили:

Д-1 – программы двигательного центра, ходьба, движения, все действия.

Э-1 – автоматические примитивные эмоции, нравится – не нравится, там же находятся записи страхов, психотравм, блоков отрицательных эмоций.

И-1 – мышление штампами и жизнь по понятиям, хорошо – плохо, правильно – не правильно.

В автоматических частях центров отсутствует внимание, человек ничем не управляет и даже не осознаёт свои привычки (мы не замечаем слова-паразиты, эмоциональные реакции, привычные движения), это просто механизм, с которым всё происходит случайно, Гурджиев называл это машиной, реагирующей на внешние раздражители автоматически, так как её запрограммировали.

Эмоциональные части психических центров человека проявляют себя иначе, в них уже есть внимание, но оно притягивается и удерживается внешними раздражителями, до тех пор, пока не иссякнет интерес, а затем переключается на что-нибудь другое.

Д-2 – Любовь к движению, эмоциональные проявления тела: поза, мимика, жесты, подражание другим людям.

Э-2 – любовь к Богу и к людям, эмоциональное приятие и неприятие.

Но в эмоциональном центре не только эмоции, это очень тонкий инструмент, он связывает нас с другими людьми, мы не привыкли обращать на это внимание, хотя многие замечают, что часто мы чувствуем других на расстоянии, а бывает даже предчувствие событий, иногда такие предчувствия проявляются во снах. Это чувственно-образное восприятие мира, возможно на уровне каких-то полей и излучений, при чём как с открытыми глазами, в отношении внешнего мира, так и с закрытыми, в отношении мира внутреннего, являющегося отпечатком внешнего, это наше воображение, сновидческое сознание, визуализация.

Пожалуй, надо ещё упомянуть, что в эмоциональной части эмоционального центра есть естественные эмоции и искусственные, особенно это касается её отрицательной части, которой в четвёртом пути уделяется отдельное внимание: мы можем чувствовать дисгармонию в произведении искусства и это нормально, но можем бесконечно раздражаться по поводу погоды, потому что так нас научили заполнять внутреннюю пустоту.

И-2 – Любовь к знаниям, любознательность, удовольствие от прочитанной книги или решённой математической задачи.

Интеллектуальные части центров – они управляются вниманием самого человека, это полный контроль над низшими частями и сосредоточение. Если человек не удерживает внимание своей волей ежемгновенно и отвлекается, то в этот момент интеллектуальная часть центра не работает.

Д-3 – Освоение сложных движений, комбинаторное мышление (по принципу copy-past), решение тактических и механических задач (подойдёт – не подойдёт), механические письмо, чтение, речь.

Э-3 – Совесть, художественное творчество, поэзия, юмор, тонкое эмоциональное дифференцирование, различение лжи.

И-3 – Стратегия, новаторские изобретения, открытия.

Кроме трёх основных центров Г.И. Гурджиев выделял и другие центры в организме человека, это ещё два центра нижнего этажа: инстинктивный – отвечающий за всю работу внутренних органов и систем организма, таких как терморегуляция, пищеварение и выделение отходов, и.т.д., вся внутренняя биохимия, а также сексуальный центр – отвечающий за размножение [1; 4; 5].

И два высших центра [1; 4; 5], не участвующих в жизни обычного человека: высший эмоциональный (ВЭЦ) – Аджна чакра в терминологии йогов, космическое сознание, и высший интеллектуальный центр (ВИЦ) или Сахасрара чакра, Супраментальное сознание по Шри Ауробиндо. (Рис.2)

Изучение работы центров и их частей входит в практику самонаблюдения, которой уделялось большой внимание, поскольку с её помощью человек учится не только наблюдать работу центров, но что гораздо важнее – видеть, что многое у него внутри работает мягко говоря не совсем так как должно.

Рисунок 2 – Схема взаимодействия психических центров: ВИЦ – Высший интеллектуальный, ВЭЦ – Высший эмоциональный, И – Интеллектуальный, Э – Эмоциональный, Д – Двигательный, Инс. – Инстинктивный, С – Сексуальный, (+) положительные части центров, (-) отрицательные части центров, 1 – автоматические, 2 – эмоциональные, 3 – интеллектуальные части центров.

ВИЦ, ВЭЦ, Инс., С, а также деление И, Э, Д и Инс. на положительные и отрицательные части, выделенные на рисунке 2 серым цветом – к рассматриваемой тематике отношения не имеют и более подробно в данной статье рассматриваться не будут.

Г.И. Гурджиев отмечал, что мотивация человека на первых трёх путях, находится в эмоциональных частях трёх центров И-2, Э-2, Д-2 (рис. 3) [1; 4; 5].

Путь человека №1 через Д-2– подражание Мастеру, Учителю. Например, монахи Шаолинь делают так, как показывает наставник и подчиняются железной дисциплине, воспитывают год за годом волю. Также это традиции, обряды, ритуалы, Хатха-йога как гимнастика.

Путь человека №2 через Э-2 – религиозные чувства, любовь.

Путь человека №3 через И-2 – любознательность, философские системы, психология, космогония.

Эмоциональные части не имеют связи с высшими центрами (рис.3) и поэтому необходимо живое присутствие реализованного человека, с уже развитым сознанием Э-3       ВЭЦ – учителя, гуру, старца, у которого такая связь уже есть.

Рисунок 3 – эмоциональные части центров.

Человеком №4 в Четвёртом пути считается человек, для которого смысл жизни состоит в развитии осознанности, и при любых обстоятельствах он всегда выбирает саморазвитие, отказываясь от того, что мешает этому развитию. Человек №4 является переходной стадией от №№1, 2, 3 к человеку №5. Описание человека №5 выходит за рамки данной работы, ограничимся лишь тем, что это человек полностью открывший ВЭЦ, сознание которого полностью не зависит от физического тела, у которого ВЭЦ управляет всеми нижними центрами и соединяет их в одно цельное сознание, в духовных традициях такой человек называется «дважды рождённый», он осознал себя Сущностью, Духом в теле.

Путь человека №4 лежит через интеллектуальную часть эмоционального центра Э-3 (рис.4) и гармоничное развитие всех трёх центров, это путь творческого раскрытия индивидуальности, так как Э-3 отвечает за творчество и объединяет интеллектуальные части других центров Д-3 и И-3, а также служит мостом между всеми низшими центрами и высшими центрами (рис.5).

Рисунок 4 – Интеллектуальная часть эмоционального центра Э-3

Рисунок 5 – Э-3 объединяет И-3  и Д-3, и связывает низшие центры с высшими.

Таким образом мы видим особую роль Э-3, в духовном развитии человека. Если отойти от сухих схем и попытаться выразить это состояние, то лучше всего его описывает Владимир Майков, в своей лекции «Творчество как духовная и эволюционная практика», где он подчеркивает особую важность раскрытия творческого сознания в духовной эволюции человека и импровизации как сути творчества. Также, как нельзя лучше В.В. Майков раскрывает эту тему своём фильме «Инструменты эволюции», где как истинный мастер слова он описывает катализаторы и практики духовного развития:

  • Правда, честность в отношении с собой.
  • Устойчивое принятие себя, любви к себе оказывается достаточно чтобы превратить все тормозящие тенденции, работающие в человеческом измерении в движение эволюции, в развитие.
  • Живое лёгкое танцующее, импровизационное восприятие себя, свободное от фиксаций, схем, моделей, гибкое, открытое всегда и везде.
  • Различение всё большего числа оттенков всего, расширение диапазона восприятия и различающих шкал внутри себя и во внешнем мире.
  • Глубокий контакт с собой, объединение с миром, экстаз.
  • Выход за пределы ума.

[Цитаты из фильма В.Майкова «Инструменты эволюции»]

Учение о центрах Г.И. Гурджиева доказывает это как нельзя лучше, поскольку именно развитие Э-3, отвечающей за творчество и осознанность, связывает нижние центры человека с высшими. (рис.2)

Г.И. Гурджиев настаивал, что человеком №4 не рождаются, человек №4 – это продукт особым образом организованной сознательной работы над собой.

В соответствии с вышесказанным – центральное место в системе Г.И. Гурджиева занимает развитие Э-3, далее развитие И-3 и Д-3, гармоничное развитие, а также очищение эмоционального центра от блоков отрицательных эмоций, отождествлений, страхов и привязанностей, нейтрализация ложной личности и пробуждение сущности человека.

Развивающие методики.

Гурджиев обращал внимание на то, что одностороннее развитие невозможно и рано или поздно приводит в тупик, эмоциональный и интеллектуальный центры должны развиваться вместе, знание и бытие должны идти параллельно. Одни практики развивают каждый центр по отдельности, а другие, такие как самовспоминание, соотносят их между собой, заставляя работать вместе, как одно целое.

Развитие интеллектуальной части двигательного центра.

Для развития Д-3, Гурджиев изобретал сложные движения, требующие полного сосредоточения и расширенного внимания (рис.6), они использовались как вспомогательная техника, соединяющая через движения тела – знание и бытие, гармонизирующая работу полушарий головного мозга, но почему-то воспринятая большинством последователей как основная.

Во многих упражнениях, кроме того, что каждый человек должен следить за движем собственных частей тела, добавляется определённый порядок между танцующими, и они должны следить ещё и за движениями всей группы.

В этих священных танцах Г.И. Гурджиев пытался дать ощутить ученикам механичность жизни, где как в механизме часов каждый человек и каждая часть человеческого тела, являются шестерёнками вращающимися с разной тактовой частотой, каждая по отдельности, но все вместе взаимосвязанно, по каким-то неведомым законам, ускользающим от нашей о них осведомлённости, в силу того, что они просто выходят за рамки нашего восприятия.

Рисунок 6 – Гурджиевские движения.

Развитие интеллектуальной части интеллектуального центра.

Интеллект сам по себе, можно развивать множеством способов: логика, математика, шахматы, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), и.т.д., но для работы над собой, для пробуждения в духе, требуется интеллект, сформированный в соответствии с определёнными реалиями, необходимо соотнесение со специальной системой понятий и терминов, отражающих знания о законах и принципах внутреннего духовного развития и всего, что с ним связано, чтобы человек понимал себя и своё место в луче творения. Это гностическое учение, включающее в себя психологию и космологию возможной эволюции человека.

Для развития И-3 Гурджиев использовал интеллектуальные упражнения, заставляющие думать системно, трезво, объективно, развивающие логику и триалектическое мышление, способность аналитически и доказательно раскладывать любой процесс, любую систему на составляющий их спектр качеств, видеть взаимосвязи между этими качествами. Для таких упражнений, например, использовалась Энеаграмма [1], которая сейчас к сожалению, используется как модный бренд и благодаря стараниям О. Ичазо и К. Наранхо переврана и искажена до неузнаваемости.

Знаний, необходимых для того, чтобы понять как устроено всё по словам самого Гурджиева немного, но чтобы понять эти знания – нужно много времени и сил [4], так как эти сложные интеллектуальные, но в тоже время абсолютно практические задачи и упражнения требуют не только полного внимания и сосредоточения, но ещё и реального применения в жизни этих идей, поскольку именно для изменения качества жизни человека и предназначена система, чтобы помочь людям ищущим духовного развития стать индивидуальностью, раскрыть себя как творческая, самоактуализированная личность, развить сознание, достичь внутренней свободы, воли, перестать быть автоматом.

Применяя на практике Гурджиевские идеи, мы очень быстро убеждаемся в их ценности и практической значимости, система медленно, но верно, по мере овладения знаниями и навыками начинает упрощать жизнь, освобождая от лишнего и наносного, дисциплинировать и организовывать время, распределять всё по местам в жизни и в голове, проясняя ум, классифицируя и расставляя всё по полочкам, соотнося до этого разрозненные знания и понятия, переполняющие ум, в этом система Гурджиева похожа на интегральный подход К. Уилбера.

Развитие интеллектуальной части эмоционального центра.

Практики для развития Э-3 условно можно разделить на две категории:

  1. Работа непосредственно с Э-3 в состоянии погружения в пространство эмоционального центра, с закрытыми глазами, в визуализации, или же в сновидении. Другие центры при этом пассивны. Двигательный центр расслаблен, интеллектуальный также пассивен, но всё-таки минимально присутствует, чтобы мы не вышли из состояния визуализации, но в тоже время и не провалились в сон и выполняли практику идя по схеме, чтобы происходило соотнесение правого и левого полушария. Так мы знакомим словесное, левополушарное сознание с образным, обучая свои центры понимать друг друга.
  2. Работа в обычном, дневном состоянии сознания, сидя неподвижно с открытыми глазами в созерцании или на ходу, практикуя самовспоминание – осознанное восприятие в активной жизни, пребывание в состоянии непрерывного Я-Есть присутствия.

Для работы в погружении, с закрытыми глазами используется базовая практика ТВИН – Творческая Визуальная Интроспекция, на основе которой строятся другие методики.

До революции в группах Четвёртого пути, которые Г.И. Гурджиев вёл в Москве и Петербурге, он преподавал методику для работы с эмоциональным центром, которую называли самогипнозом. В последствии, из-за большой путаницы с термином «самогипноз» и многообразия методов, существующих под этим названием, ученик ученика Г.И. Гурджиева – А.Р. Арлашин, подобрал для этой методики более подходящее современное название, максимально точно отражающее её суть: «ТВИН – Творческая визуальная интроспекция», выпустив её на компакт диске (рис.7).

Рисунок 7 – Практика ТВИН

Практика прошла тестирование в ГУП НИИ Мозга РАМН в Москве под руководством д.б.н. Фокина В.Ф, и к.м.н. Пономарёвой Н.А. при участии группы четвертопутчиков Арлашина А.Р. и показала прекрасные результаты по выравниванию межполушарной асимметрии и восстановлению энергетики мозга.

В практике ТВИН человек учится исследовать пространство визуализации, опрашивать проявляющиеся там проекции, вступая с ними в диалог, находить и расшифровывать блоки отрицательных эмоций, страхи, психотравмы, управлять собой. Много общего его мы можем наблюдать в эмоционально-образной терапии.

Так же в группах Гурджиева использовалась практика перепросмотра, применяемая в НЛП-3. Поняв, как работает ЭЦ и применяя творческий подход, человек может сам конструировать практики, под разные задачи.

Для развития интеллектуальной части эмоционального центра Э-3 в состоянии бодрствующего сознания в Четвёртом пути ключевой практикой является самовспоминание – непрерывное осознание себя и своего присутствия в жизни. Упражнение открывает окна восприятия, практикующий начинает видеть мир таким, какой он есть, непредвзято, без обработки фильтрами ума, объёмно, ясно, ярко как в детстве. Человек открывается эмоционально, для осознавания красоты мира, расширяет диапазон зрительного и слухового восприятия, раскрывается творчески через эту красоту.

Шри Ауробиндо, например, так же отмечал, что нить непрерывности осознания, выводит человека в состояние творческого сознания, он может начать писать стихи или картины, Шри Ауробиндо и сам был прекрасным поэтом.

Самовспоминание или как его Гурджиев ещё называл «состояние здесь и сейчас», это активное восприятие, описываемое в разных системах как ясное присутствие, памятование себя, осознание Я-Есть-присутствия, позиция наблюдателя, внутренний свидетель, трезвение, состояние «COACH».

В обычном состоянии сознания наше внимание можно представить, как однонаправленный луч, мы смотрим либо во внешний мир, либо внутрь себя.

Самовспоминание, это двунаправленный луч разделённого внимания, с одной стороны направленного вовне с другой внутрь, на самого себя, с одной стороны мы удерживаем внимание на осознании окружающего пространства, а с другой наблюдаем внутренние процессы, стараясь непрерывно осознавать себя, как наблюдающее «Я» [4]. (рис.8)

Рисунок 8- Луч раздвоенного внимания при самовспоминании.

        Правильное самовспоминание также связывает три центра, заставляя работать Э-3, И-3 и Д-3 вместе (рис.9).

Рисунок 9 – Состояние самовспоминания тремя центрами или созерцание.

Это состояние известно, как созерцание и практикуется, например, в Интегральной психологии К. Уилбера. Выполняя эту практику человек должен соединить ощущения, чувства и мысль в состоянии «Я-ощущаю-вижу-слышу» одновременно и непрерывно и учиться находиться в нём как можно дольше.

Продолжением практики памятования себя, является практика самонаблюдения, для которой и нужна схема психических центров (рис.2), а также знание функций центров и их частей описанные в начале.

Выводы.

Описанные практики приводят человека к третьему состоянию сознания, которое не является ни сном, ни бодрствованием – пробуждению или выходу на сущностный уровень.

Примеры описания этого состояния мы можем увидеть и в различных направлениях современной психологии и психотерапии, особенно в трансперсональной психологии. Например, в интегральной психологии К. Уилбера, процесс ориентированном подходе А. Миндела, НЛП-3, генеративном коучинге и.т.д.

Эта тема требует внимательного подхода и дальнейшего изучения.

 

Библиографический список.

  1. Арлашин А.Р. Четвёртый путь вверх. Электронный ресурс: URL: https://4way.info/read/4_put_vverh/
  2. Гурджиев Г.И. Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть». / – СпБ.: Невский курьер, 1996.
  3. Козлов В.В., Майков В.В. Трансперсональный проект: Психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный прект. / Изд-во Трансперсонального института 2007.
  4. Муравьёв Борис. Гнозис. Опыт комментария к эзотерическому учению восточной церкви. В 3-х томах.  / – Киев: София, 1999.
  5. Успенский П.Д. В поисках чудесного. / перевод Н.В. фон Бока. – СпБ.: Издательство Чернышева, 1996.
0

Автор публикации

не в сети 2 года

Михаил

0
Комментарии: 0Публикации: 50Регистрация: 25-01-2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*

Генерация пароля